Что менять будем: гены или реальность?
Совсем недавно стартовал новый цикл известной многим Олимпиады НТИ, и, разумеется, оргкомитет Олимпиады подготовил для её участников пару неожиданностей в виде новых профилей.
Первый новый профиль – Геномное редактирование. Вернее сказать, это не полноценный профиль, а подпрофиль Инженерных биологических систем.
Задания профиля рассчитаны на 10-11 классы, что вполне понятно, ведь в финале участникам предстоит работать с передовыми технологиями геномного редактирования и определять последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. Ребятам придётся проявить навыки самообучения и поиска информации в интернете, ведь им предстоит узкоспециализированная работа.
Следующая новинка этого года – Композитные технологии. Этот профиль можно считать полноправным преемником Новых систем и материалов, ведь общая суть профиля не слишком изменилась. Участникам предстоит разработать и изготовить многостеночную конструкцию из полимерных материалов, которая впоследствии может быть использована для создания крыла реального самолёта. Команды будут сами проектировать все элементы крыла и контролировать процесс его производства.
Далее – Анализ космических снимков и геопространственных данных. Абсолютно новый профиль. Именно с помощью него в Олимпиаду НТИ ввели такой предмет как география. Участникам нужно будет написать алгоритм, который проанализирует массив снимков, для того, чтобы обновить цифровую карту древесных плантаций в тропиках и мониторингу изменений на них и в естественных лесах того же региона. Несложно догадаться, что ребятам необходимо владеть как знаниями в области географии природопользования, так и алгоритмами для анализа больших данных.
Аэрокосмические системы можно считать синтезом Систем связи и Автономных транспортных систем. Данный профиль посвящён исследованию космоса и дальних планет.
Перед командами будет стоять многоплановая задача – собрать и запрограммировать планетоход. Работа предстоит не проще, чем при работе с настоящим планетоходом. Аппарату придётся высаживаться на «другую планету» и изучать её. При помощи видеоданных устройство должно по карте и внешним ориентирам определить своё местоположение, составить алгоритм передвижения в район поиска воды, найти и проанализировать жидкость, а полученную информацию отослать в центр управления.
Организаторы также предлагают школьникам попробовать себя в роли Архитектора дополненной реальности. Данный вид деятельности является подпрофилем Виртуальной и дополненной реальности. Участникам предстоит разработать слои дополненной реальности на различную тематику. Слои будут связаны с реально существующими местами, их ландшафтом и инфраструктурой. Таким образом для успешного участия в команду понадобится помимо проектировщика, разработчика и дизайнера (разумеется, в AR- и web-средах) ещё и специалист по сбору и анализу геоданных.
И последний из новых профилей – Когнитивные технологии. На первый взгляд может напоминать Нейротехнологии, но это только на первый взгляд.
Разница состоит в том, что на этом профиле участникам придётся иметь дело исключительно с мозгом и его деятельностью. Именно этим ребятам предстоит управлять компьютером силой мысли. Им предстоит создать и использовать интерфейс для связи мозга и компьютера. Преобразование нервных импульсов в команды для различных объектов – основная задача, поставленная перед командами.
Обобщая, можно сказать, что в этом году Олимпиада НТИ стала чётче разделять профили между собой, а заодно и сделала их сложнее. Что ж, это не должно было стать неожиданностью, ведь создатели Олимпиады не скрывают, что их цель – подготовить поколение высококвалифицированных инженеров.
Автор фото: Евгений Коновальчук